По следам истории края

Эта публикация по истории нашего сибирского края .

ШАГИ ИСТОРИИ

Освоение Сибири началось сравнительно недавно. Это загадочный, суровый край. Как показали археологические исследования, человек появился здесь несколько тысячелетий назад. Еще в древнекаменном веке он уже создавал свои произведения искусства.

О Сибири написано много интересных книг, глубоких научных исследований. Наиболее полноценное из них — пятитомная «История Сибири» \ изданная Академией наук СССР, освещающая развитие края с доисторических времен до наших дней. В этой главе нам хотелось бы рассказать о зодчестве народа, об искусстве древних людей, живших в долине Ангары в районе Братского и Усть-Илимского водохранилищ.

Отрывочные полулегендарные сведения о Сибири встречаются еще в описаниях географов древней Греции, а позже у географов Средней Азии. Однако начало действительному знакомству с Сибирью было положено лишь в XI в., когда новгородцы первыми из русских проникли через Юглу и Заволжье в западные окраинные районы Сибири и при­несли в Европу первые сведения о ней.

После походов Ермака (15811585 гг.) и присоединения Западной Сибири к Русскому государству началось детальное ознакомление с ее природой и населением. В XVII в. происходит стремительное продвижение русских землепроходцев на восток к Тихому океану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      По бурным сибирским рекам, на своих небольших судах, часто перетаскивая их воло­ком через грозные пороги, преодолевая большие трудности, они прохо­дили огромные расстояния, открывая все новые и новые земли. Первыми базами для продвижения в глубь Восточной Сибири стали Енисейский (основан в 1618 г.) и Красноярский (1628 г.) остроги. В последующие годы начинается планомерное освоение земель бассейна Ангары и При­байкалья. Русские назвали эти места «Братской землей» — по имени живших здесь бурятских племен.

В «Атласе Иркутской области» читаем:

«К 1632 году русские уже знали пути по Илиму и вниз по Лене до современного г. Якутска. К 50-м годам XVII столетия они пошли вверх по Ангаре до ее истоков, а в 1649—1663 гг. Е. П. Хабаров прошел от Илимска на Амур. В результате этих исследований были получены пер­вые сведения о природных условиях, населении и возможных путях сооб­щения» '.

Летопись хранит имя первого ангарского землепроходца казака Пенды, который в 1618 г. совершил с товарищами удивительный переход по самым малодоступным местностям Прибайкалья. Возвращаясь из Якутии, он первым из русских спустился вниз по Ангаре, преодолел все ее страшные пороги и благополучно прибыл в Енисейск, откуда начал свое путешествие.

В те времена Ангара была полноводной, бурной, неисследованной ре­кой, а плавание по ней — делом трудным и опасным. Отряды служилых людей, отправлявшиеся один за другим из Енисейска, никак не могли преодолеть ее грозные Шаманский и Падунский пороги. В 1631 г. новый отряд служилых людей под командой Максима Перфильева, поднявшись на судах по Ангаре, построил на берегу у Падунского порога деревянный острог (крепость), назвав его Братским (бурятским). За последующие 23 года острог три или четыре раза переносился с одного места на дру­гое. Тому были разные причины. Однажды острог сожгли бурятские князья и его построили на другом месте. В 1654 г. отряд под командова­нием Фирсова построил новый Братский острог на левом берегу Оки при впадении ее в Ангару. Это и положило начало селу Братску, просуще­ствовавшему 307 лет, вплоть до создания Братского водохранилища.

Для острога Фирсов выбрал удобное место при слиянии двух могу­чих рек. Основными средствами передвижения в Восточной Сибири дол­гие годы служили реки и при выборе места для крепостей это имело пер­востепенное значение. Крепость построили на небольшом холме откры­той со всех сторон поймы Оки в 60 метрах от берега. Стояла эта малень­кая русская крепость в окружении лугов и пашен. Выбитая в густой траве тропа вела от реки к ее воротам. Главный вход был в стене со сто­роны Оки. По углам над заостренным частоколом стен поднимались четы­ре приземистые деревянные квадратные башни с узкими глазницами бой­ниц. С башен острога открывался величественный вид на живописные пейзажи двуречья. Крепостные сооружения как бы вросли в таежный ландшафт.

Обширные земли вокруг Братского острога были удобны для пахоты,, сенокоса и выпаса скота. В реках было много рыбы, в тайге — грибов и ягод, всякого зверья и птицы. Обилие леса позволяло довольно быстро рубить башни, строить дома и службы. «...Отсутствие постоянно нала­женных связей между окраинами Руси и центром заставляло строителей крепостей думать об обеспечении гарнизона хлебом, о распашке на месте. Приходилось ставить крепость ближе к пашне. В силу отдален­ности Сибири экономические соображения в этом случае имели большое значение. Так, очевидно, было и при постройке Братского острога»2.

      Подтверждением этого может служить, например, и письмо пятиде­сятника Похабова енисейскому воеводе, в котором сообщалось о строительстве Иркутского острога в 1661 г. на новом участке: «Тут место самое лучшее, угожее для пашен и скотинный выпас и сенные покосы и рыбная ловля все близко» 3. Или сообщение приказного человека Братского острога Бекетова, который в 1650 г. писал: «Около Братского острожка места прямые, пашенные, теплые по обе стороны Ангары-реки в ширину полверсты и больше. Земля пашенная, сажать можно сто человек или двести крестьян и больше, земель пашенных добре много» К

Из Братского острога, ставшего опорным пунктом русских на Ангаре, совершались походы вверх по реке. В 1652 г. небольшой отряд казаков под командой сына боярского пятидесятника Ивана Похабова доплыл до ее истоков, где и срубили на небольшом острове при впадении Иркута в Ангару укрепленное зимовье — Иркуцк, положившее начало городу Иркутску. Острог стал быстро расти, однако из-за подтопляемости острова в 1661 г. Иркуцк был заново срублен на новом месте — на правом берегу Ангары. Расположение города на скрещении торговых путей Китая и Сибири способствовало его быстрому экономическому и политическому развитию. Иркутск стал крупным губернским городом в Восточной Сибири. Братский же острог вскоре потерял свое военное значение и стал «мирным центром» Братской волости. Этому способствовали сло­жившиеся в то время своеобразные условия освоения Сибири, сыгравшие значительную роль в развитии отдаленного края. Восточная Сибирь заселялась в XVII в. не боярами и дворянами, а русскими засельщиками — казаками, крестьянами и посадскими людьми, искавшими в Сибири лучших условий для своего труда и свободной жизни, чем в Центральной России. Поселяясь среди местных народов, они не обра­щали их в своих рабов или крепостных. Между новыми поселенцами и коренными жителями быстро устанавливались взаимопонимание и дру­жественные отношения. «Русские крестьяне уже в XVIII веке, не боясь нападений, жили маленькими деревнями в 1—2 двора, окруженные бу­рятами, якутами, эвенками»

Об этом свидетельствует и «Чертежная книга Сибири», составленная Семеном Ремезовым в 1701 г. На ее листах рядом с домами пашенных крестьян мы видим юрты бурятов, якутов и других народов Сибири. На картах много таких поясняющих надписей: «Вверх по Ангаре до Шаман­ского порогу... живут крестьяне и кочуют илимские ясашные иноземцы» (платящие ясак — налог). «Вверх по Киренге до Домуды речки... живут по ней по обе стороны пашенныя якуцкого города. А меж теми дерев­нями кочуют илимские ясашные иноземцы, переходя с реки на реку и всякого зверя промышляют и кормятся». И далее: «От Усть Куцкаго вверх по Куте и до Кульякука живут якуцкие пашенные и меж ними кочуют илимские ясашные тунгусы, переходя с реки на реку». Ниже Иркут­ска, вниз по Ангаре и р. Китой «кочевья ясашных братских людей», «братских ясашны места»3.

Этим и объясняется, что остроги были небольшими деревянными крепостями, а те из них, которые находились в центре края, среди сибир­ского местного населения (Братский, Илимский, Вельский), быстро теряли свое оборонное значение. О дружественных отношениях сибирских народов с русским говорит и такой пример. Когда в 1687 г. монгольские войска вторглись в Забайкалье, буряты вместе с русскими отразили их нападение и остались в составе России. В конце XVII в. буряты, эвенки и русские вместе охраняли южную границу Забайкалья.

Крупный советский ученый и исследователь Сибири В. Н. Шерстобоев на основании глубокого изучения истории сибирских народов в своем капитальном двухтомном труде доказывает, что сельскохозяйственное освоение прибрежных земель по Енисею, Ангаре, Илиму, Лене и другим рекам явилось основой заселения этого обширного края. Уче­ный справедливо утверждает, что заселыциками Сибири были русские пашенные крестьяне. Не поиски пушнины, не разведки серебра и золота, не промысловая, торговая или промышленная колонизация Сибири, а сельскохозяйственное ее освоение является стержнем экономического развития края. Оно закрепило победу казаков, убедило местные народы воспринять земледельческую культуру русского крестьянства и навсегда сделало сибирские пространства неотъемлемой частью России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Истинными завоевателями Сибири были не казаки и воеводы, а па­шенные крестьяне», — пишет Шерстобоев. «Обосновавшись здесь, русские быстро унизали все речные пути Ангаро-Илимо-Ленского края це­почками деревень, разместив на стыках водных и волоковых дорог опорные остроги и в необычайно короткий срок, примерно за 15—20лет, создали здесь, за 5000 верст от родных, край с прочным земледелием» (Выделено мною А. К.).

«Горсть северо-русского крестьянства перенесенная волей судеб на Илим, показала изумительный образец уменья в тяжелых условиях горно-таежного края быстро и навсегда утвердить  русскую  государствен-ность. За какие-нибудь 60—80 лет закладываются почти все селения, су­ществующие и теперь, создается устойчивое земледелие, открываются водно-волоковые дороги, вниз по Лене направляются наполненные хлебом барки и дощаники, ведется собственное солеварение и курится вино. В неведомом до сих пор крае налаживается согласованный ход хозяйства Илимского воеводства» К Илимское воеводство осуществляло государственное руководство по Ангаре, Илиму и Лене.

Что же представлял собой Братский острог в XVII в.?

Русский посланник Николай Спафарий, проездом в Китай посетивший в 1675 г. этот острог, свидетельствует: «А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых дворов казачьих с 20. Да под острогом течет река Ока. А вытекала из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и браты»2.

Таким образом, к 1675 г. острог превратился в значительное поселе­ние. Русские крестьяне жили вне стен крепости вместе с бурятами по берегу реки Оки. К этому времени острог уже потерял свое оборонное зна­чение. Это был крупный административный центр Братской волости, насчитывавший 33 деревни с 1176 душами мужского пола, из них пашенных крестьян было 806. До 1691 г. он подчинялся Енисейскому воеводству, затем непосредственно Москве, а с 1724 г. перешел в ведение Илимского воеводства. Сохранилась любопытная передаточная опись, составленная в том же году, в которой дается подробное описание состояния острога.

«Острог мерою в четырех стенах 120 сажен. Около острогу надолбы ветхие. В нагорную сторону по углам того острогу 2 башни на жилых…..

 

 

Братский острог. Схематический план:

   / — глухая угловая башня; 2—проезжая башня;

   3 — Бо­гоявленская церковь; 4 приказчичий дом;

    5 — житни­ца; 6 — баня; 7—амбары;

   8 — пивной кабак: 9 — таможная  изба: 

   10— погреба

Башня Братского острога после реставрации.

Северо-западная башня Братского острога.

Хоругвь - знамя илимских первопроходцев.

Ресурсы сайта

Наш край

Природа

Заповедники

Геральдика города

История края

Ремонт

Стены

Пол

Потолки

Свет

Планировка

Восприятие цвета

Практические советы

Стань красивой

Физ упражнения

Калории

Гимнастика

Диета

Домохозяйкам

Рецепты тортов

Советы кулинаров

Ювелирные  изделия

Уход за одеждой

Уход за обувью

Всё о мехе

Смех да и только

Анекдоты

Библиотека

Книги

Компьютер

Обзор программ

Секреты Windows

Hosted by uCoz